Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?




О состоянии школ в Жиляковском районе Ишимского уезда

О состоянии школ в Жиляковском районе Ишимского уезда

В ноябре 1927 г. окружным инспектором народного образования товарищем Марковым было проведено обследование Жиляковского района Ишимского уезда о состоянии в нём просветительской работы. В списке значилось 32 школы и 6 изб-читален, на которые приходился лишь 51 учитель.

Товарищ Марков проводил собрания о том, чтобы в школу вовремя поставлялись дрова, оживлялась культурно-просветительская деятельность на селе. В отчёте находим, что общие условия состояния дорог и жизни на селе «тяжёлые» — бездорожье. Дорога установилась лишь с первыми морозами и снегом. Крестьяне в подводах отказывали, поэтому он вынужден был начать осмотр лишь с ноября.

Из доклада узнаём, что полного и точного учёта книг и инвентаря в школе не было, вследствие чего не всем школам доставалось нужное количество.

Из-за недостатка книг, отсутствия их в свободном доступе, ребята уходили домой после окончания школы и «снова становились бесграмотными». В документе находим, что учебный год начинался не всегда вовремя — доходило и до середины ноября, а заканчивался порой в марте-апреле. Автор документа негодует по этому поводу и призывает к проведению пропаганды среди населения. Однако сам же и объясняет это бездорожьем, посевными и уборочными работами крестьян, религиозными праздниками, элементарным отсутствием одежды и обуви и др.

Ведение работы в таких условиях представляло трудности как для учеников, так и для учителей. Школы нуждались в учебниках, бумаге (практика писать на полях газет из-за недостатка бумаги существовала вплоть до начала 1950-х годов), строительстве, ремонте, приведении в порядок имеющихся строений, в оснащении. Крыши таких домов, спроектированных по старинке, быстро изнашивались, стыки брёвен необходимо было постоянно конопатить. За 8 парт иногда приходилось усаживать по 30-40 человек, поэтому дети приглашались и во вторую смену, занимались часто две группы одновременно. Парты изготавливались местными плотниками, были непрочны и разумеется, не соответствовали нормам. Неокрашенные полы мелись сухим веником с утра учителем, воду ребята пили из общего ведра на полу, принесённого также учителем или самими ребятами. Вода не кипятилась. Отдельно для мытья рук её тоже не было. Количество болеющих детей и их лечение практически никак и никем не контролировалось.Дома ребята по болезни редко оставались.

Разбитые стёкла в окнах достать и заменить было сложно. Так, проёмы закладывали кирпичом или столами.
Инспектор отмечает, что «культурные запросы крестьян росли быстрее, чем финансово-хозяйственная мощь района», поэтому зачастую жители сёл действовали самостоятельно, «принимая большую часть расходов на себя».

Интересен также факт, что здания школ были некомфортными для учеников и сотрудников. Узкие коридоры создавали скученность ребят на переменах. Школы отапливались железными печами, держали ненормальную температуру, отчего у детей и учащей болела голова и снижалась работоспособность. Говорить о надёжности такой печи тоже не приходится, так как она часто выходила из строя либо была мала, а топить её полагалось самому учителю до начала учебного дня.

Природные условия района — болота, близость подземных вод — накладывали отпечаток на общее состояние зданий и здоровье жителей. Здания были холодными и сырыми. Ранее мы писали о состоянии здоровья первой учительницы дореволюционной школы Марденской Х.Д. — она не выносила холод и не могла выехать в Ишим (путь был неблизким, окружным), топить избу ей приходилось и летом.

Важным конструктивным предложением для общественных советов из этого отчёта являлось требование об обнесении зданий школ заборами, насаждении растений, строительстве уборных, детских, пионерских и спортивных площадок, снарядов для спортивных упражнений. Школа должна была стать центром для общения молодёжи!

Большое значение, по мнению автора, учителя должны были уделять планированию и продумыванию методической работы, овладению ребятами навыками грамотности и каллиграфии, чтения, математических навыками. «Не допускать ошибок, чтобы дети никогда не видели образ неправильного письма», — пишет т.Марков. Большое внимание следует уделить также повышению квалификации отдельных педагогов, а от профнепригодных и вовсе избавиться посредством «немедленного увольнения».

Революционные события Октября 1917 года в России положили начало слому всей дореволюционной государственной системы управления и строительству нового Советского государства. При этом особое место в борьбе за «новый мир» и «светлое социалистическое будущее» должна была занять, по мнению партии большевиков, культурная революция и новая «советская» система образования. Процессу её становления положило начало так называемое «Обращение к населению» первого наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского от 29 октября 1917 года [Луначарский, 1958]. В этом документе, популяризировавшем просветительскую политику Советской власти, излагались общий план и организационные
принципы строительства нового «советского» государственного аппарата народного просвещения. Государственная комиссия по народному просвещению стала высшей структурой его управления

#историяплешковскойшколы
#Ишимскийрайон

Автор статьи: Калинина С.Г., учитель Плешковской школы
На основе архивных материалов, предоставленных Харламовой Т.В., ветераном педагогического труда Плешковской СОШ.
Фото учебников взяты из интернета